Задача – это математический рассказ, в котором есть условие с числами, и вопрос.
Например:
У Маши было 9 конфет, а у Светы на 4 конфеты меньше. Сколько конфет у Светы?
Читаем задачу, выделяем условие и вопрос.
Повторяем условие:
У Маши было 9 конфет, а у Светы на 4 меньше — выписываем на черновик числа – 9 и 4.
Схема чертится с помощью отрезков.
Итак: нам известно, что у Маши было 9 конфет.
Чертим отрезок – это отрезок Маши. Над отрезком проводим дугу, и над дугой пишем – 9.
На черновике число 9 – зачеркиваем.
Также известно, что у Светы на 4 меньше.
«на… меньше – это без… столько же», т.е. без четырех – столько же.
На первом отрезке отделяем часть, под этой частью проводим дугу, под дугой пишем – 4. Получилось – без четырех. На черновике зачеркиваем число 4.

И от начала второй части — 4 — опускаем перпендикуляр. Второй отрезок чертим до перпендикуляра – это отрезок Светы.

Вопрос задачи: Сколько конфет у Светы?
Под вторым отрезком проводим дугу, и под дугой – знак вопроса. Знак вопроса обводим в кружок.

На схеме видно, что если убрать 4, то будет поровну, значит:
9 – 4 = 5 (к.)
Ответ: у Светы 5 конфет.
Составим обратную задачу.
Обратными называют задачи, в которой известное и неизвестное поменялось местами.
У Светы было 5 конфеты, а у Маши на 4 конфеты больше. Сколько конфет у Маши?
Читаем задачу, выделяем условие и вопрос.
Повторяем условие:
У Светы было 5 конфеты, а у Маши на 4 конфеты больше — выписываем на черновик числа – 5 и 4.
Чертим схему.
Нам известно, что у Светы было 5 конфет.
Чертим отрезок – это отрезок Светы. Над отрезком проводим дугу, и над дугой пишем – 5.
На черновике число 5 – зачеркиваем.
Также известно, что у Маши на 4 больше.
«На… больше – это столько же, да еще…»
И от конца отрезка — опускаем перпендикуляр – это столько же,
да еще – 4, поэтому мы продлеваем отрезок, и над этой частью проводим дугу. Над дугой пишем – 4. На черновике зачеркиваем число 4.

Вопрос задачи: Сколько конфет у Маши?
Под вторым отрезком от самого начала и до конца отрезка – 4, проводим дугу, и под дугой – знак вопроса. Знак вопроса обводим в кружок.

На схеме видно, что поровну, да еще 4 – будет больше, значит:
5 + 4 = 9 (к.)
Ответ: у Маши 9 конфет.
Вам также будет интересно, как решать задачи другого вида, об этом читайте здесь.