5
(72)

Рассмотрим, как решать задачи при помощи таблицы на примере No 10 со с. 107 из учебника Петерсон Л. Г. 2 класс ч. 2.

Краткая запись задачи.
Нам известно, что было 52 конфеты. Миша брал 6 дней по 3 конфеты.
Рассмотрим схему из учебника.
Чертим отрезок – это – было.
Было – 52 конфеты – это – всего. Пишем над дугой сверху отрезка.

Все конфеты разделили на 2 части: то, что съел (взял) Миша и то, что осталось.
В задаче сказано, что мальчик брал 6 дней по 3 конфеты. Под «взял» проводим дугу и под ней пишем «6 д. по 3 к.».
Надо узнать – сколько осталось конфет. Под «осталось» ставим знак вопроса.

Авторы учебника рекомендуют писать не «6 д. по 3 к.», а «3 х 6 к.».

НО… Опять – НО…
Дети часто не правильно выбирают знаки действия. И от этого задачи будут решены  неверно.
Попробуем записать данную задачу в таблице (см. здесь).

Обращаю внимание: в первом и третьем столбиках – конфеты!
Заполняем таблицу:
Нам известно, что всего было 52 конфеты, значит, пишем в третий столбик.
Далее: Миша брал 6 дней – пишем в 2-й столбик.
Брал по 3 конфеты – пишем в первый столбик.

Сразу – вопрос: а куда – будем писать вопрос задачи?
Получается, что — ОПЯТЬ – НЕПРАВИЛЬНО?..

На самом деле – все правильно!!!
Только в составных задачах таблица состоит из нескольких строк. В данном случае – из трех: первая строка – заголовки (в дальнейшем мы ее считать не будем, а отсчитывать строки будем со 2-й, т.е. со строки, куда вносим числа).
Т.о. наша таблица будет состоять из двух строчек.

Как отличить – где то, что «брал» Миша и где то, что «осталось»?
Добавим еще один столбик, куда и напишем:

У Вас опять возникает вопрос: «всего» 52 —  на какой строке писать – на первой или на второй?
Если напишем на первой, то получится – брал всего, а это – неправильно!
Если напишем на второй, то получится — осталось всего – это тоже неправильно!

Еще одна хитрость: в таблице пишем строчками и в промежутке между строчек, т.е. в  тетради  пишем первую строку, отступаем клеточку вниз и пишем вторую строчку.
Поэтому в таблице есть еще строка, на которой пишем – «всего» — это как бы «между строк», т.е. строка в клетке, которую отступили. В дальнейшем саму таблицу для задачи мы не чертим для экономии времени, а проводим только  разделительные линии.

Значит, 52 к. пишем в третий столбик между первой и второй строкой.

Теперь заполняем таблицу:
Нам известно, что Миша брал конфеты 6 дней, поэтому 6 д. – пишем где «брал», т.е. во второй столбик на первую строку.
Мальчик брал каждый день по 3 конфеты, поэтому 3 к. – пишем где «брал», т.е. в первый столбик на первую строку.

Надо узнать – «сколько осталось конфет», поэтому пишем — ?, где «осталось» в третий столбик на вторую строку, потому что узнаем «сколько всего осталось»?
Все данные внесли в таблицу.

На второй строке в 1-м и 2-м столбиках – ничего не пишем.

Решение задачи.
Сразу на вопрос задачи мы ответить не можем.

Теперь – нам ТАБЛИЦА — В ПОМОЩЬ!
В таблице – работаем строчками и столбиками
.

Вопрос задачи (для удобства выделим – зеленым цветом) находится в третьем столбике. Поэтому, работаем с этим столбиком: видим, что 52 – целое, ? – часть.

Чтобы найти часть – надо знать другую часть – ставим — ?.
Как найти эту часть? Работаем в строке: «идем к всего», значит – «умножаем» (см. памятку здесь).

1) 3 х 6 = 18 (конфет) – столько взял Миша.
Впишем в таблицу – 18 к.

2) теперь можем ответить на вопрос задачи:
в строке – «+», «-», «:» (см. памятку).
Нам подходит «-», т.е. из целого вычитаем часть:
52 – 18 = 34 (конфеты) – осталось.
Ответ: 34 конфеты осталось в пакете.

Обратите внимание на расположение столбиков в таблице, потому что на первоначальном этапе, такое их расположение – более удобно.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 72

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.