4.5
(104)

В учебнике Петерсон Л.Г. 4 класса ч.1 мы встречаем старинные задачи. Эти задачи простые и легкие, но для того, чтобы решить их, надо быть очень внимательными.
Итак, рассмотрим задачу 1.

Для того, чтобы решать старинные задачи, необходимо чертить схемы.

Для того чтобы решить эту задачу, надо вспомнить, что унция – это двенадцатая часть – 1/12.
Чертим схему: целое делим на 12 равных частей. А 5 унций – это 5/12.
В задаче сказано, что из 5 унций вычесть 1 унцию: 5/12 – 1/12 = 4/12.
В целом – по 4 взято 3 раза. Значит, 4 унции это 1/3 от целого.

Или: 5/12 – 1/12 = 4/12.
Данную дробь можно сократить: 4/12 = 1/3.
Т.е. получится 1/3, значит, ученик решил задачу правильно.

Задача 2.

Чертим схему: у нас есть дроби 1/3 и 1/4. Чтобы отметить эти дроби на отрезке, надо привести к общему знаменателю – это 12. Значит, целое разделим на 12 равных частей.
Треть от целого – это 4 раза по 1/12, четверть от целого – это 3 раза по 1/12.
1) 1/3 + 1/4 = 4/12 + 3/12 = 7/12 – всего вычли.
2) 12/12 – 7/12 = 5/12 – осталось.
В задаче сказано, что осталось 10, значит, 5/12 = 10.
3) находим целое по его дроби: 7/12 это 10, значит,
10 : 5 х 12 = 24.
Ответ: искомое число — 24.

Задача 3.

Чертим схему: в задаче сказано – от трети, а также – две трети от трети, значит, целое надо разделить на 3, и еще на 3. Поэтому чертим отрезок длиной 9 см, делим его на 3 равные части и одну часть делим еще на 3 равные части.
Две части от 1/3 = 70.
1) находим чему равна 1/3 от целого: 2/3 от 1/3 это 70, значит,
70 : 2 х 3 =105 (быков) – это 1/3.
2) теперь узнаем, сколько быков в стаде: 1/3 это 105, значит,
105 х 3 = 315 (быков) – в стаде.
Ответ: в стаде было 315 быков.

Задача 4.

В задаче сказано, что на один лепесток третья часть пчелок опустилась, а на соседний цветок пятая часть пчелок поместилась. Чтобы найти разность, надо привести к общему знаменателю – 15, а это — 1/3 = 5/15, 1/5 = 3/15,
1) 5/15 – 3/15 = 2/15 (части) – это разность.
2) 2/15 х 3 = 6/15 (частей) – посадили на кутай.
3) теперь нужно узнать какая часть пчел летали и сидели:
5/15 + 3/15 + 6/15 = 14/15 (частей)
4) узнаем, какая часть пчел не нашли себе место:
15/15 – 14/15 = 1/15 (часть), а это 2 пчелы.
5) узнаем, сколько всего было пчел: 2 это 1/15, значит,
2 х 15 = 30 (пчел) – всего собралось.
Ответ: всего здесь собралось 30 пчел.

Задача 5.

Рассмотрим схему: мы видим, что в каждом городе купец отдавал половину и треть, значит,
1) 1/3 + 1/2 = 2/6 + 3/6 = 5/6 (частей) — взыскивали с купца.
2) 6/6 – 5/6 = 1/6 (часть) – оставалось у купца.
3) начнем разбор задачи с третьего города: в задаче сказано, что у купца осталось 11 денежков, значит, 1/6 это 11:
11 х 6 = 66 (денежков) — осталось после второго города.
4) 1/6 это 66, значит,
66 х 6 = 396 (денежков) – осталось после первого города.
5) 1/6 это 396, значит,
396 х 6 = 2376 (денежков) – было вначале у купца.
Ответ: у купца вначале было 2376 денежных знаков.

Старинные задачи являются хорошей разминкой перед решением современных задач.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 104

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.